главная   история города   церкви района   фотографии   статьи   гостевая   ссылки   форум   для писем
 
 
 
Про воров в рясах.
  
из газет за июнь-июль  2003 года

В суде города Княгинино Нижегородской области проходит судебное заседание по делу настоятеля церкви села Рубское Княгининского района Николая Пчелина и его подельника - реставратора Эдуарда Соловьева. Эти двое подозреваются в хищении церковного имущества: они подменили и распродали все церковные иконы, а также похитили старинное, всеребряном переплете, Евангелие. Стоимость последнего раритета, по оценкам искусствоведов,достигает полутора миллионов долларов. Сейчас церковь, построенная в XVIII веке, пустует. Жители Рубского не хотят молиться на новоделы и ждут, когда же милиция найдет и вернет родные иконы.

В 1999 году в древнюю, полную старинных икон церквушку села Рубское приехал молодой настоятель Николай Пчелин. Тогда ему было чуть больше двадцати лет. Приход ему достался небольшой: всего человек 70 - местные старики да старушки, охотно ходившие на службы.

- Николай Пчелин нам сперва показался хорошим человеком, - сказала "Известиям" Галина Замораева, одна из жительниц Рубского, которая присматривает сейчас за разграбленной церковью. - Только потом он познакомился с этим реставратором. А что у них там было - этого уж никто не знает. Тогда сказали, что забрали иконы на реставрацию, и больше никому ничего объяснять не стали. Сейчас заявляют, что не виноваты, не брали якобы.Хотя на самом деле, может, и подставили Пчелина, как он сам говорит.

Сергей Михайлов, старший следователь следственного отдела при Княгининском РОВД, заявил "Известиям", что разграбление церкви в селе Рубское продолжалось на протяжении двух лет. "Когда Пчелин заступил на пост настоятеля в 99-м, тогда это и началось", - сказал он.

Сейчас по делу проходят двое: сам настоятель, 26-летний Николай Пчелин, и его подельник-реставратор, житель Ивановской области Эдуард Соловьев. Эти мошенники сперва собрали с жителей Рубского деньги на восстановление церковных ценностей. Потом они вместе переправили в мастерскую Соловьева порядка 50 предметов антиквариата, в том числе старинное Евангелие в серебряном переплете. На его обложке, написанной служителями Рубской церкви в 1827 году, находятся уникальные гравюры по серебру. Пустующие места на стенах церкви Пчелин и Соловьев заполнили подделками.

- Для жителей села это, конечно, большое горе, - вспоминает Галина Замораева. - Почти двести лет церковь наша стоит, и никогда такого не было, а тут вдруг случилось.

Старший следователь Сергей Михайлов утверждает, что первым в милицию обратился староста церкви, заметивший подмену икон. Сперва этот человек написал несколько жалоб на подозрительные действия молодого настоятеля и его реставратора в епархию. Он настаивал на том, что вывезенные в неизвестном направлении иконы не возвращаются обратно в Рубское. Епархиальное духовенство направляло несколько комиссий в сельскую церковь, но Николаю Пчелину всякий раз, видимо, удавалось заверить проверяющих в своих благих намерениях.

- Поймали Пчелина 18 декабря 2002 года, - рассказала "Известиям" Галина Замораева. - Забрали его прямо с вечерней службы. Да и реставратора этого тогда же поймали, они,видимо, оба сидят теперь. Участковый наш его брал, да из Княгинина еще милиция приезжала. Жаль только, что иконы вернуть не удалось и в церкви все новоделы висят - нашей старой ни одной нет.

По данным следствия, украденные таким образом бесценные оригиналы разошлись по частным коллекциям по всей России. Следователь Сергей Михайлов говорит, что следы раритетов найти еще можно, но пока не ясно, сумеют ли милиционеры вернуть в Рубское все похищенные иконы и церковную утварь. Пока в феврале этого года сотрудникам отдела по раскрытию преступных посягательств на культурные ценности и антиквариат ГУВД Нижегородской области удалось "выловить" только старинное Евангелие.

- В Рубском живут люди, которые в местную церковь ходят с самого рождения, - сказал следователь Сергей Михайлов. - И иконы в ней начали копиться с самого момента постройки в XVIII веке. А Пчелин и Соловьев постепенно вынесли все, что представляло хоть какую-нибудь ценность.

По окончании суда изъятая часть похищенных предметов будет возвращена в церковь. Остальное могут уже никогда не найти. 

вернуться к списку статей

 

   Ippolitov D. , 2004