Русские и мордва исповедания православного;
но значительная их часть держится "старой веры"; хотя в последнее время
правительство наше и не преследует раскольников (кроме сект, признаваемых
вредными), за их религиозные убеждения, но последователи раскола уже издревле
усвоили себе за правило таиться от глаз администрации, почему и весьма
трудно с точностью определить их число и сущность религиозных толков.
Впрочем мне представилась
возможность собрать некоторые сведения о расколе княгининского уезда. Здесь
существуют следующие секты:
* "Спасова согласия"
последователи которой находятся в селениях: Картмазовке, Вельдеманове***,
Кеньшеве, Кочунове, Большой Якшени, Наумове, Чембасове и Княже Павлове;
* "поморцы" -
в селах: Рождественне, Нелюбове, Картмазове
* "австрийского
священства" - в селе Большом Мурашкине и деревнях: Казачьей Слободе, Хлыстове;
Число приверженцев
раскола постоянно увеличивается, чему способствует малограмотность массы
и нераз-витость духовенства, но "скопцов" и "молокан", словом последователей
сект признаваемых вредными, не встречается.
Примечание автора:
*** Село Вельдеманово
- родина патриарха Никона
**** Село Мурашкино
XVII столетии было городом. Город Мурашкин принадлежал Борису Ивановичу
Морозову и во время набегов Разина был разграблен.
Живущая в уезде
мордва, принадлежащая к племени эрзя, совершенно утратила свой национальный
харак-тер. Молодое поколение вовсе не носит мордовского костюма, не знает
родного наречия и привержено к господствующей церкви, хотя и суеверно до
крайности.
Воспоминания
о "кереметях", моленьях в лесу, жертвоприношениях и разных языческих обрядах
сохраня-ются лишь в памяти старого, отживающего свой век поколения.
Село Ревезень
– эта, по преданию, столица мордовского царства не имеет ничего своеобразного.
Татары живут только
в одном селении - в деревне Камкиной*', расположенной на реке Пьяне. Местопо-ложение
Камкиной, как и вообще всех деревень, населенных татарами, выбиравшими
при своем выдворении, по праву сильного лучшие места, вполне хорошо в экономическом
отношении.
Цыгане, число
которых весьма незначительно, приписаны к некоторым селениям; но ведут
жизнь кочевую и землепашеством не занимаются.
Примечание автора:
*' В "Списке
населенных мест российской империи" деревня Фоминка неправильно показана
населенною татарами, жители ее все русские, искони.
Преобладающее
занятие жителей уезда хлебопашество; по этому большинство населения, привязанное
к родному очагу, не отличается развитостью.
В уезде 22 школы,
что относительно общей цифры народонаселения очевидно недостаточно; да
и вообще дело народного образования идет медленно. Совершенно справедливо
мнение высказанное между прочим в брошюре "Школьное дело в Нижегородском
Поволжьи", что успеху распространения грамотности в княги-нинском уезде
вредит ограниченное жалованье сельских учителей. Толковые учителя, в большинстве
бедняки, при скудном жалованьи, бегут из школ при первом удобном случае,
оставляя их на руки духовенства.
Княгининский уезд в административном
отношении разделяется на 18 волостей, составляющих 2 мировых участка и
два полицейских стана: первый в селе Большом Мурашкине, в 16,5 верстах
от города и второй в селе Кетросе в 45 верстах.
В уезде состоят
54 сотских и 482 десятских. Судебный персонал составляют: товарищ прокурора,
двое судебных следователей, трое мировых судей, трое судебных приставов,
в том числе один от окружного суда и двое при съезде судей.
Медицинская часть
находится в руках троих земских врачей (в Княгинине и в селах Большом Мурашкине
и Бутурлине), в распоряжении которых состоят 7 фельдшеров, они-же и оспопрививатели
и три повивальные бабки.
Княгининский уезд,
принадлежа к земледельческим уездам своей губернии, разделяется по качеству
почвы на две области, рубежом которых является река Пьяна; качество почвы
в этих двух областях на столько различно, что положение 19 февраля 1861
года установило для уезда две нормы земельного душевого надела, а именно:
4 десятины по левую сторону реки Пьяна и 3 десятины 1200 сажень – по правую.
Из сведений местной
земской управы видно, что в уезде находится земли: чернозему 67775 десятин
1836,75 сажень, нечернозему и лугов 136079 десятин 1319,25 сажень, песку
9123 десятины 1828 сажень, лиственного леса 24143 десятины 694,5 сажень
и кустарнику 10863 десятины 1915,5 сажень.
Реки, протекающие
по уезду, Пьяна, Сундовик, Имза, Урга и Валава, незначительны и рыбою не
богаты; они имеют несколько мельниц небольших размеров для размола хлеба
на местное продовольствие.
Пути сообщения
и дорожные сооружения, благодаря заботливости земства, содержатся в исправности.
Больших трактов четыре:
1. почтовый нижегородско-самарский,
от границы макарьевского уезда, через селения Рубское, Соловьево, Новую,
Новостаринскую слободу, город Княгинин, Слотино, Большие Колковицы, Белку,
Нутренку, Ургу (васильевского уезда), Озерки и Фоминки, за которой выходит
в пределы сергачского уезда;
2. скотопрогонный симбирский,
на селения: Сосновку, Курлаково, Большое Мурашкино, Казачью Слободу, Рождественно,
Нелюбово, Богохранимую, Кремницкое, Яковлевское, Игнатово, Погореловку
и Камкино и далее выходит в сергачский еузд;
3. торговый арзамасский
тракт от города Княгинина через села Большое Мурашкино, Воронино, Шпилево
и Танайково, далее выходит в нижегородский уезд;
4. торговый васильский
– от города Княгинина через Горшково и Оселок, далее выходит в васильский
узд.
Базары существуют
в селах: Большом Мурашкине, Бутурлине, Большой Якшени, Погореловке, Крутце,
Кочуно-ве, Кетросе и заштатном городе Пьянском Перевозе.
Главное назначение
базаров – обмен сельских произведений, преимущественно хлеба. Рожь и овес
запьянской половины уезда редко продаются дома, "с порога", что называется;
хлеб этот целыми обозами идет в село Лысково и Нижний. Остаток хлеба, за
удовлетворением домашнего продовольствия ( в уезде состоит 214 хлебных
запасных магазинов), идущий на продажу, способствует почти безнедоимочной
уплате повинностей.
Случаи описи
и продажи имуществ за недоимку весьма редки, и если встречается иногда
несвоевременный платеж, то это последствие случайных явлений, потрясающих
экономический крестьянский быт, - пожаров, засух и градобитий.
Некоторые селения
оставляют хлебопашество на втором плане и занимаются различными ремеслами.
Так прежде всего следует указать на село Большое Мурашкино, в котором в
весьма значительных размерах производятся: выделка овчин и мерлушек, подборка
мехов, шитье рукавиц и полушубков, варка клея. Промыслы эти, по тому видному
месту, которое их результаты занимают в ряду коммерческих дел ниже-городской
ярмарки, требуют особого подробного исследования.
Жители села Бутурлина
и окрестных селений занимаются скупкою скота на продажу. В селе Корсакове
и деревне Сунеевой производится валяние теплой обуви. В некоторых селениях
танайковской волости вяжутся рыболовные сети для Волги и Каспийского моря.
Село Бакалды славится своими вишневыми садами.
Преимущественный
отхожий промысел – судовой, по Волге и Дону.
Местность княгининского
уезда однообразна и неживописна, кроме некоторых селений, расположенных
по берегам реки Пьяны, таких как: Дубского, Смагина, Валгус, Игнатова и
Козловки.
Площадь уезда
- вспаханное поле изредко уделившее клочок земли под лес или кустарник.
Леса в последнее время расходуются крайне неблагоразумно: владельцы торопятся
обратить их в доходную статью данного времени, вырабатывая дрова, обод,
спицу, поташ и мочало. Но близко уже то время, когда они пожалеют о временных
выгодах, так как с вырубкою лесов кроме недостатка в топливе и строительном
материале, рука об руку идет и оскуднение почвы.
В княгининском
уезде исторических памятников мало, а в геологическом отношении замечательна
алебастровая пещера близ села Борнукова в 59 верстах от города Княгинина.
Здесь происходит ломка молодого мрамора – "леденца", изделия из которого,
как-то доски для столов, пресс-папье и т.п. расходятся по всей губернии.