главная   история города   церкви района   фотографии   статьи   гостевая   ссылки   форум   для писем
 
 
 
ОЧЕРК ГОРОДА КНЯГИНИНА И ЕГО УЕЗДА
Публикуется в сокращенном варианте
  
 А.С.Коробкин
 Нижегородский статистический комитет, 1877
                   Часть вторая
 
Русские и мордва исповедания православного; но значительная их часть держится "старой веры"; хотя в последнее время правительство наше и не преследует раскольников (кроме сект, признаваемых вредными), за их религиозные убеждения, но последователи раскола уже издревле усвоили себе за правило таиться от глаз администрации, почему и весьма трудно с точностью определить их число и сущность религиозных толков.
    Впрочем мне представилась возможность собрать некоторые сведения о расколе княгининского уезда. Здесь существуют следующие секты:

    * "Спасова согласия" последователи которой находятся в селениях: Картмазовке, Вельдеманове***, Кеньшеве, Кочунове, Большой Якшени, Наумове, Чембасове и Княже Павлове;
    * "поморцы" - в селах: Рождественне, Нелюбове, Картмазове
    * "австрийского священства" - в селе Большом Мурашкине и деревнях: Казачьей Слободе, Хлыстове; 

    Число приверженцев раскола постоянно увеличивается, чему способствует малограмотность массы и нераз-витость духовенства, но "скопцов" и "молокан", словом последователей сект признаваемых вредными, не встречается.

    Примечание автора:
    *** Село Вельдеманово - родина патриарха Никона
    **** Село Мурашкино XVII столетии было городом. Город Мурашкин принадлежал Борису Ивановичу Морозову и во время набегов Разина был разграблен.

    Живущая в уезде мордва, принадлежащая к племени эрзя, совершенно утратила свой национальный харак-тер. Молодое поколение вовсе не носит мордовского костюма, не знает родного наречия и привержено к господствующей церкви, хотя и суеверно до крайности.
    Воспоминания о "кереметях", моленьях в лесу, жертвоприношениях и разных языческих обрядах сохраня-ются лишь в памяти старого, отживающего свой век поколения.
    Село Ревезень – эта, по преданию, столица мордовского царства не имеет ничего своеобразного.

    Татары живут только в одном селении - в деревне Камкиной*', расположенной на реке Пьяне. Местопо-ложение Камкиной, как и вообще всех деревень, населенных татарами, выбиравшими при своем выдворении, по праву сильного лучшие места, вполне хорошо в экономическом отношении.
    Цыгане, число которых весьма незначительно, приписаны к некоторым селениям; но ведут жизнь кочевую и землепашеством не занимаются.

    Примечание автора:
    *' В "Списке населенных мест российской империи" деревня Фоминка неправильно показана населенною татарами, жители ее все русские, искони.

    Преобладающее занятие жителей уезда хлебопашество; по этому большинство населения, привязанное к родному очагу, не отличается развитостью.

    В уезде 22 школы, что относительно общей цифры народонаселения очевидно недостаточно; да и вообще дело народного образования идет медленно. Совершенно справедливо мнение высказанное между прочим в брошюре "Школьное дело в Нижегородском Поволжьи", что успеху распространения грамотности в княги-нинском уезде вредит ограниченное жалованье сельских учителей. Толковые учителя, в большинстве бедняки, при скудном жалованьи, бегут из школ при первом удобном случае, оставляя их на руки духовенства.
 
Княгининский уезд в административном отношении разделяется на 18 волостей, составляющих 2 мировых участка и два полицейских стана: первый в селе Большом Мурашкине, в 16,5 верстах от города и второй в селе Кетросе в 45 верстах.
    В уезде состоят 54 сотских и 482 десятских. Судебный персонал составляют: товарищ прокурора, двое судебных следователей, трое мировых судей, трое судебных приставов, в том числе один от окружного суда и двое при съезде судей.

    Медицинская часть находится в руках троих земских врачей (в Княгинине и в селах Большом Мурашкине и Бутурлине), в распоряжении которых состоят 7 фельдшеров, они-же и оспопрививатели и три повивальные бабки.

    Княгининский уезд, принадлежа к земледельческим уездам своей губернии, разделяется по качеству почвы на две области, рубежом которых является река Пьяна; качество почвы в этих двух областях на столько различно, что положение 19 февраля 1861 года установило для уезда две нормы земельного душевого надела, а именно: 4 десятины по левую сторону реки Пьяна и 3 десятины 1200 сажень – по правую.
    Из сведений местной земской управы видно, что в уезде находится земли: чернозему 67775 десятин 1836,75 сажень, нечернозему и лугов 136079 десятин 1319,25 сажень, песку 9123 десятины 1828 сажень, лиственного леса 24143 десятины 694,5 сажень и кустарнику 10863 десятины 1915,5 сажень.

    Реки, протекающие по уезду, Пьяна, Сундовик, Имза, Урга и Валава, незначительны и рыбою не богаты; они имеют несколько мельниц небольших размеров для размола хлеба на местное продовольствие.

    Пути сообщения и дорожные сооружения, благодаря заботливости земства, содержатся в исправности. Больших трактов четыре:

   1. почтовый нижегородско-самарский, от границы макарьевского уезда, через селения Рубское, Соловьево, Новую, Новостаринскую слободу, город Княгинин, Слотино, Большие Колковицы, Белку, Нутренку, Ургу (васильевского уезда), Озерки и Фоминки, за которой выходит в пределы сергачского уезда;
   2. скотопрогонный симбирский, на селения: Сосновку, Курлаково, Большое Мурашкино, Казачью Слободу, Рождественно, Нелюбово, Богохранимую, Кремницкое, Яковлевское, Игнатово, Погореловку и Камкино и далее выходит в сергачский еузд;
   3. торговый арзамасский тракт от города Княгинина через села Большое Мурашкино, Воронино, Шпилево и Танайково, далее выходит в нижегородский уезд;
   4. торговый васильский – от города Княгинина через Горшково и Оселок, далее выходит в васильский узд.

    Базары существуют в селах: Большом Мурашкине, Бутурлине, Большой Якшени, Погореловке, Крутце, Кочуно-ве, Кетросе и заштатном городе Пьянском Перевозе.
    Главное назначение базаров – обмен сельских произведений, преимущественно хлеба. Рожь и овес запьянской половины уезда редко продаются дома, "с порога", что называется; хлеб этот целыми обозами идет в село Лысково и Нижний. Остаток хлеба, за удовлетворением домашнего продовольствия ( в уезде состоит 214 хлебных запасных магазинов), идущий на продажу, способствует почти безнедоимочной уплате повинностей.
    Случаи описи и продажи имуществ за недоимку весьма редки, и если встречается иногда несвоевременный платеж, то это последствие случайных явлений, потрясающих экономический крестьянский быт, - пожаров, засух и градобитий.

    Некоторые селения оставляют хлебопашество на втором плане и занимаются различными ремеслами. Так прежде всего следует указать на село Большое Мурашкино, в котором в весьма значительных размерах производятся: выделка овчин и мерлушек, подборка мехов, шитье рукавиц и полушубков, варка клея. Промыслы эти, по тому видному месту, которое их результаты занимают в ряду коммерческих дел ниже-городской ярмарки, требуют особого подробного исследования.

    Жители села Бутурлина и окрестных селений занимаются скупкою скота на продажу. В селе Корсакове и деревне Сунеевой производится валяние теплой обуви. В некоторых селениях танайковской волости вяжутся рыболовные сети для Волги и Каспийского моря. Село Бакалды славится своими вишневыми садами.
    Преимущественный отхожий промысел – судовой, по Волге и Дону.

    Местность княгининского уезда однообразна и неживописна, кроме некоторых селений, расположенных по берегам реки Пьяны, таких как: Дубского, Смагина, Валгус, Игнатова и Козловки.
    Площадь уезда - вспаханное поле изредко уделившее клочок земли под лес или кустарник. Леса в последнее время расходуются крайне неблагоразумно: владельцы торопятся обратить их в доходную статью данного времени, вырабатывая дрова, обод, спицу, поташ и мочало. Но близко уже то время, когда они пожалеют о временных выгодах, так как с вырубкою лесов кроме недостатка в топливе и строительном материале, рука об руку идет и оскуднение почвы.

    В княгининском уезде исторических памятников мало, а в геологическом отношении замечательна алебастровая пещера близ села Борнукова в 59 верстах от города Княгинина. Здесь происходит ломка молодого мрамора – "леденца", изделия из которого, как-то доски для столов, пресс-папье и т.п. расходятся по всей губернии.


 

     вернуться к списку статей                                                       вернуться к первой части очерка
 

Очерк взят с сайта  www.trust.narod.ru
   Ippolitov D. , 2004